Условие счастливого развития человека
Роджерс считал свободное саморазвитие. С его точки зрения, каждый человек нуждается в безусловной позитивной оценке. Наиболее успешными в достижении самореализации являются люди с достаточно четким представлением о том, к чему им следует стремиться. По наблюдениям психологов гуманистического направления, высокой самооценке способствует воспитание в условиях четко очерченных жестких правил, в пределах которых ребенку предоставляется полная свобода, высказывается уважение к его мнению, а наградой за послушание становится то проявление любви и привязанности, которое наиболее соответствует предпочтениям ребенка. На основании своей теории Роджерс создал методику психотерапии, центрированной на клиенте. Идея такой терапии состоит в стремлении раскрыть внутренний потенциал человека, освободить его от попыток защищаться от мнения окружающих, поощрении его стремления к зрелости и ответственности за себя, в призыве к созданию условий, способствующих самовыражению, а не пассивному сетованию на то, что такие условия отсутствуют. Сходное мнение высказывали Курт Гольдштейн (1878— 1965) и Абрахам Г. Маслоу (1908—1970). Они считали, что человек по природе своей скорее добрый или равнодушный, чем злой. Его физическое состояние, имеющиеся физиологические потребности и социальное окружение составляют определенные препятствия на пути самореализации. Преодоление этих препятствий вознаграждает человека чувством «торжества победы», открывает путь к мечте. Капитуляция перед препятствием усиливает чувство тревоги, становится причиной дезадаптации. Если среда не дает возможности полностью воплотить в жизнь свои замыслы, то лучше попытаться одержать победу на уровне ниже оптимального (найти согласие со средой),
чем вообще отказаться от самореализации.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.