Понятие «личность»

Рассказывая о сложности мы стара­лись подчеркнуть то, что полноценная диагностика личности невозможна без анализа самой разнообразной информации о человеке (анамнез, данные наблюдения, результаты тестиро­вания, опрос родных). Не зря говорят, что узнать человека можно, если «съесть с ним пуд соли». Как происходит формирование личности? Какие факторы оп­ределяют отличие людей друг от друга? Как зависит влияние социального окружения от возраста, в котором человек под­вергается этому влиянию? Ответы на все эти вопросы имеют чрезвычайное значение для формирования тактики воспита­ния детей, для поиска взаимопонимания с людьми самых раз­личных возрастов, для предвидения проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку при достижении определенного возраста. Практические аспекты работы с па­циентами различных возрастов мы более подробно обсудим в главе 16. А в настоящем разделе мы хотим представить неко­торые теоретические концепции, рассматривающие эти во­просы с различных точек зрения.

Между существующими концепциями при всем их много­образии сохраняется противоречие, которое можно заметить уже при сравнении точек зрения знаменитых философов Джона Локка Основная идея Локка состояла в том, что сознание ребенка можно сравнить с tabularasa, чистой доской, на которой вос­питание оставляет след знаний, умений и норм поведения. Романтик Жан-Жак Руссо, напротив, считал, что ребенку от природы свойственны и любознательность, и нравственная чистота, а воспитание делает его лишь более хитрым, кон­формным, негибким, порабощает его свободу мысли. Он так­же заметил, что развитие происходит в соответствии с некото­рым биологическим расписанием, поэтому в разное время че­ловек проявляет способность и готовность к приобретению разных навыков.

Добавить комментарий

Купить левитру - препарат проверенный временем для мужчин