Деятельностный подход в психологии

Наибольшим вниманием в советское время пользовался, который рассматривал деятельность человека как основу его сознания. В трудах М. Я. Басова (1892—1931), С. Л. Рубинштейна (1889—1960), А. Н. Леонтьева (1903—1979) поведение человека объединяет­ся с его сознанием в общее понятие деятельности, что на­правляет психологов к более широкому изучению не только поведения человека, но и его осознаваемых и подсознатель­ных мотивов. Несомненным достоинством бихевиоральной концепции является ее строго научный характер, опирающийся исключи­тельно на экспериментальные данные, воспроизводимые раз­личными исследователями. Практическое применение идей бихевиоризма привело к формированию новых педагогиче­ских приемов и методов коррекции при психических и функ­циональных соматических расстройствах. Вместе с тем методы бихевиоризма не позволяют изучать такие специфически че­ловеческие психические процессы, как мышление, анализ ин­формации, планирование и предвидение. Бихевиоризм пред­полагает возможность изменения поведения человека при из­менении среды и набора стимулов. В таком случае не вполне ясно, почему у взрослого человека многие черты характера стойко сохраняются, несмотря на настойчивые попытки пере­воспитать его. Длительное применение бихевиоральных мето­дик лечения показало существенные ограничения в их эффек­тивности, часто временный характер достигнутых результатов. Основным объектом изучения психологов когнитивного на­правления являются процессы мышления и познания (от лат. cognoscere — знать). Поскольку эти функции являются исклю­чительно человеческими, эксперименты на животных дают слишком мало информации для их изучения. В частности, по­пытки научить обезьян языку глухонемых показали опреде­ленные ограничения в их возможностях: после быстрого ус­воения некоторого набора символов развитие останавливалось перед неким барьером, который маленькие дети легко преодо­левали.

Добавить комментарий

Купить левитру - препарат проверенный временем для мужчин