Боязнь тревожно-мнительного исследователя
Она проявить излишнюю категоричность, что выражается в преобладании средних оценок (ошибки усреднения) невольное выпячивание качеств пациента, которых лишен сам исследователь, или, наоборот, стремление приписать пациенту свои собственные черты и образ мыслей (ошибки контраста и переноса) составление мнения о больном на основании качеств, не имеющих отношения к исследуемой черте (например, оценка интеллекта по выражению лица) Чтобы уменьшить вероятность ошибки, следует соблюдать ряд правил при любом обследовании пациентов (при опросе, наблюдении, шкалировании и тестировании). Цель обследования не должна ясно звучать в задаваемых вопросах и инструкциях: так, было бы ошибкой предупредить пациента: «Мы хотели бы оценить уровень Вашей тревожности с помощью этого теста». Вопросы не должны задаваться в одной и той же форме: так, вопросы, на которые предполагается положительный ответ, должны чередоваться с теми, на которые в той же ситуации человек, скорее всего, ответит отрицательно. В беседу или тест следует ввести несколько вопросов (серьезных или шутливых), не относящихся к цели обследования, чтобы понять, насколько сознательно и откровенно пациент отвечает на вопросы. Так, согласие с утверждением «Я никогда не говорю неправды» почти наверняка указывает на обман. Помощь и даже присутствие посторонних лиц при тестировании должны быть исключены, необходимо предоставить пациенту возможность хотя бы иногда говорить с врачом наедине, опрос больного и его родных лучше проводить раздельно. Говорить с пациентом следует на языке, доступном его пониманию, использование научных терминов и профессиональных врачебных выражений должны быть сведены к минимуму. Всегда, когда это возможно, следует сравнить свое мнение о пациенте с мнением других лиц (независимых экспертов). При применении шкал, опросников и тестов следует тщательно ознакомиться с инструкциями по методике проведения обследования, прочитать все используемые для оценки критерии и проводить оценку непосредственно в момент обследования или сразу после его окончания, не откладывая, пока сохраняются в памяти наиболее яркие впечатления о беседе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.