Бихевиористский подход

Идеальными примерами стали работы И. П. Павлова (1849—1936) о формировании условных пищевых рефлексов у собак. Исследуя значение условных рефлексов, бихевиористы показали, что условное подкрепле­ние и торможение условных рефлексов путем наказания могут играть существенную (если не основную) роль в воспитании и обучении. Значение условного рефлекса в формировании пси­хических расстройств было подтверждено эффективностью некоторых методов терапии (бихевиоральная терапия). Осо­бенно показательно закрепление на основе условного рефлек­са некоторых форм страха (фобий), обусловленного опреде­ленными ситуациями (транспорт, тесное помещение, присут­ствие незнакомых людей или животных). Несмотря на успехи бихевиоральной терапии, теория «сти­мул-реакция» оставляла без ответа многие вопросы психоло­гии. Неясно было, почему человек начинает действовать даже в том случае, когда отсутствуют какие-либо внешние стимулы. Частично ответ на этот вопрос дали исследования Б. Ф. Скин­нера (1904—1990) по оперантному обусловливанию. Скиннер считал, что наряду с реакциями на внешние стимулы сущест­вуют действия (операнты), происходящие из внутренних по­требностей организма (потребность в движении, изучении пу­тем прикасания, произнесении звуков и пр.). Сочетание этих действий с последующим вознаграждением приводит к большей частоте повторения и закреплению данных дейст­вий в поведении. Так, ребенок стремится повторять те соче­тания звуков, которые положительно воспринимаются роди­телями. В работах К. JI. Халла (1884—1952), Дж. Долларда (1900—1980) и Н. Миллера (род. 1909) показано значение внутренних потребностей различной интенсивности и изучена роль под­ражания в формировании стойких особенностей поведения (т. е. черт характера) взрослого человека. Доллард и Миллер также проанализировали ситуации конфликта между внутрен­ними потребностями человека и их роль в формировании психических нарушений. Таким образом, характер человека был представлен как результат взаимодействия внутренних потребностей разной интенсивности и особенностей среды воспитания и личного опыта. В России идеи, родственные бихевиоризму, развивались в работах петербургских авторов А. Ф. Лазурского (1894—1917) и В. Н. Мясищева (1893—1973), которые рассматривали лич­ность как систему отношений со средой и обществом. Таким образом, можно было описать человека через его отношение к другим людям, себе, труду и т. д.

Добавить комментарий

Купить левитру - препарат проверенный временем для мужчин